Те кто "осилил" имеют намного большее влияние на общество, чем на первый взгляд кажется.
Тот, кто осилит сейчас Толстого и Чехова, осилит и Рассела с Сартром.
К сожалению, образованность не является гарантией критического мышления.
Но достаточно например в школьной программе слово "великий" заменить на "известный" (или даже "авторитетный"), и уже будет первый эффект.
Русская литература для тех, кто учился в школе при "совке", была не целью,
а средством патриотического воспитания.
В этом была ее "сакральность".
Бородино, Война и мир, Тарас Бульба, - продолжать не стоит...
Но достаточно посмотреть на события, о которых эти произведения,
глазами, например, Коленкура или Сенкевича,
чтобы эта сакральность сильно потускнела.
По мне, проблема, скорее, в том, что украинцы - молодая нация, которая себя только узнает,
и национальные приоритеты пока нечетко выражены.
Якби ви вчились так, як треба,
То й мудрость би була своя.
А то залізете на небо:
«І ми не ми, і я не я,
І все те бачив, і все знаю,
Нема ні пекла, ані Раю.
Немає й Бога, тілько я!
Та куций німець узловатий,
А більш нікого!..» — «Добре, брате,
Що ж ти такеє?»
«Нехай скаже
Німець. Ми не знаєм».
Отак-то ви навчаєтесь
У чужому краю!
Німець скаже: «Ви моголи».
«Моголи! моголи!»
Золотого Тамерлана
Онучата голі.
Німець скаже: «Ви слав’яне».
«Слав’яне! слав’яне!»
Славних прадідів великих
Правнуки погані!
І Коллара читаєте
З усієї сили,
І Шафарика, і Ганка,
І в слав’янофіли
Так і претесь... І всі мови
Слав’янського люду — /351/
Всі знаєте. А своєї
Дас[т]ьбі... Колись будем
І по-своєму глаголать,
Як німець покаже
Та до того й історію
Нашу нам розкаже, —
Отойді ми заходимось!..То, о чем Шевченко писал полторы сотни лет назад,
до сих пор актуально...