Сейчас будет большой текст, но я для того и зарегистрировался на фэйсбуке, а не в твиттере, чтобы кроме "сэлфиков" и демотиваторов можно было серьёзно поговорить о важном.
Сегодня - о ГАИ, коррупции и реформах,
ведь всё это мне небезразлично и близко, людей и проблемы знаю,
хотел и мог помочь, но оказался не нужен.
Потому что не грузин и не прибалт?
На дух не перевариваю жирных наглых и непрофессиональных взяточников в форме, которых хватает в госавтоинспекции. Но вот почему, когда их снимают на камеру борцы-контролёры за справедливость, правду и честь - снимающие вызывают ещё бОльшее отторжение, чем рожа инспектора-дурака в кадре?
Может потому, что контролёр ведёт себя ещё более по-хамски,
чем дурной мент?
Или потому, что я уверен - такой оператор издевается не над ментом,
которого однозначно надо увольнять или сажать - он не знает ни своих прав, ни обязанностей, ни законов, ни правил, ни возможностей. И нахрен он такой на дороге нужен - чтобы, как китайцы с японцами - питаться с помощью палочек? Но издеваются потомки-наследники "Комсомольского Прожектора" над Законом, который это чучело в форме представляет. Над Страной.
А я сижу и наблюдаю, как два мудака по обе стороны камеры
плюют нам с вами в лицо. Оба.
Была надежда, что министр внутренних дел включит на полную мощность своих опричников - департамент внутренней безопасности МВД,
и "Соколы" Боднара быстро наведут порядок. Заставят взяточников бояться.
И не только в ГАИ. А во всех службах, включая наркотический ОБНОН, дышлоподобное следствие, розыск, разрешительную, патрульно-постовую.
Но традиционно "в своём отечестве пророков нет", давайте рассчитывать и надеяться на иностранцев, запад, заграница нам помогут. Всё по О.Бендеру и Ильфу с Петровым.
Я не знаком с девушкой из Грузии, которую назначили заместителем министра внутренних дел (вместо того, чтобы отправить в удалёнку несколько нынешних замов Арсена Борисовича, включая Неприкасаемого)
Пётр Алексеевич в середине декабря обещал нас свести, но я понимаю, что страна в опасности и наверху не до меня.
Да я уже, после первых шагов Эки, и сам не особо хочу.
Мне ведь гораздо больше 35 лет, а ей, судя по предлагаемым реформам, нравятся помоложе. Был уверен и остаюсь в этой уверенности, что заграничные спасатели нам не нужны. Сами справимся, нужно себя уважать и в себя верить. Более того, когда предлагаются такие меры, как сейчас - реформы приведут к смерти пациента. Хотя как говорила Раневская. если пациент действительно хочет жить - медицина тут бессильна.
Украина - не Россия. Как говорил дедушка-директор Кучма Л.Д.
Украина - не Грузия. Это поймёт Пётр I методом проб и ошибок.
Вместо того, чтобы калёным железом выжигать коррупционеров вокруг себя,
о которых всем известно и по которым клетка плачет -
нам, Стране и Людям предлагают потерпеть очередной гениальный эксперимент.Я уверен, что ничего хорошего это Украине не принесёт. Анализировал и вижу пошагово, что за бесперспективная глупость
скрывается за "реформами". И в "реформаторах".
Хотя я двумя руками за реформу в ГАИ, служил с Сиренко в начале 90-х,
когда он ещё был старлеем и не считаю Толю выдающимся государственным полицейским деятелем, удивлялся его назначению. Но он давно в системе координат, где Ярэма. Данила и другие персонажи, а у нас таких почему-то
не трогают, предпочитают раздавать кадровые щелбаны тем, кто не может ответить и дать сдачи.
Несколько слов о реформе ГАИ
Сегодня в Украине Госавтоинспекция МВД не просто одна из служб милиции, а единственный рабочий инструмент государства по предотвращению гибели людей на дорогах. В широко разрекламированной кампании по ликвидации ГАИ и создании патрульной службы почему-то никто не говорит об этом аспекте. В нашей стране в среднем каждый год на дорогах гибнет около 5 тыс. человек и это показатели последних лет. А в 2007 году например число погибших достигало 9,5 тысяч человек!!! И только после ужесточения в 2009 году штрафных санкций за нарушения правил дорожного движения и укрепления материально-технической базы ГАИ эти показатели стали постепенно снижаться.
Все говорят о европейской практике, но почему никто не задумывается о том, что слепо копировать какую-то структуру имея разные исходные данные –
путь в никуда. В результате мы получим строки из Интернационала "…. разрушим до основания, а затем". А что будет затем никто не знает.
Наверно это тоже эмоции, поэтому несколько прикладных вещей. Какие мы имеем исходные данные:
1. Сегодня численность ГАИ составляет порядка 12 тысяч сотрудников из которых около 6 тысяч – дорожно-патрульная служба, т.е. те, которые непосредственно выполняют функции дорожного надзора.
Много это или мало судите сами – на всю Кировоградскую область таких инспекторов аж 90 (ДЕВЯНОСТО НА ВСЮ ОБЛАСТЬ) при протяженности автомобильных дорог только государственного значения более 2 тысяч км.,
не говоря уже о местных дорогах.
О какой профилактике аварийности может идти речь?
А теперь вместо них наберите людей с улицы, за три месяца чему-то их научите, добавьте функции охраны общественного порядка и что получите?Кроме хаоса на дорогах? Кстати эксперименты 2005 года и сегодняшние только это подтверждают – смертность на дорогах при работе патрульной службы возрастает почти в два раза. Как объяснить людям, которые потеряли близких в ДТП, что МВД создает европейскую полицию.
Ссылка на опыт Грузии здесь не работает, слишком разные исходные условия. Давайте сравним:
Грузия и Украина
население 4,5 млн. и 42 млн.
количество транспортных средств
0,7 млн. и 12 млн.
протяженность автомобильных дорог, км
около 20 тыс. и 170 тыс.
количество погибших в ДТП на 1 млн. населения
117 человек в Грузии и 106 человек в Украине
Дабы не было спекуляций по поводу статистики ДТП,
здесь приведены данные за 2011 год с официального сайта
Европейской Экономической комиссии ООН (
www.unece.org.ua).
К слову, в Германии этот показатель составляет 49 погибших в ДТП
на 1 миллион населения.
Очень много говорят об уровне коррупции. Грузия перед приходом Саакашвили и сегодняшняя Украина – две большие разницы.
По крайней мере в Украине водители не бросают деньги в спичечных коробках, чтобы проехать мимо наряда ГАИ. Хотя негодяев хватает и у нас.
Но в основе любого процесса лежит экономический базис. При современном уровне зарплат в ГАИ, отсутствии мало-мальски социального пакета, бензина и средств на обслуживание патрульных автомобилей даже самые успешные реформы обречены на провал.
В стране элементарно нет лишних денег на новую форму, изменение названия, новые патрульные машины и т.д. Почему никто не говорит, что реформа правоохранительной системы в Грузии была осуществлена за счет иностранных доноров. Да и необходимые суммы на несколько порядков ниже, чем в Украине. А вы говорите - Вахмистр...
И самое главное – в первую очередь необходимо создать новую нормативно-правовую базу, начиная от законов Украины и заканчивая ведомственными приказами.
Изложенное выше не повод для того, чтобы сложить руки и ничего не делать. Наоборот – это исходные данные для решения задачи: создание нормальной полиции в Украине. Решать эту задачу нужно комплексно в трех направлениях: нормативно-правовом, кадровом, материально техническом.
Начнем с безопасности движения. В Украине более 80% ДТП с пострадавшими совершаются на автодорогах государственного значения и в крупных городах (более 100 тыс. чел.). Причины этому очень просты – на трассах выше скорости, а в крупных городах выше плотность транспортных средств и людей на улично-дорожной сети. И это всемирная тенденция.
Именно поэтому в Европе на трассах и в крупных городах надзором за движением занимается специализированная дорожная полиция.
Что же касается местной полиции, то ее функции в сфере безопасности дорожного движения, ограничены надзором за правилами парковки, профилактики мелких нарушений, поддержанием общественного порядка.
В связи с этим точкой приложения сил создаваемой патрульной службы должны быть местные дороги и населенные пункты с населением до 100 тыс. чел.
Исходя из этого, структура должна быть такой:
- дорожная полиция обслуживает дороги государственного значения протяженностью 52 тыс. км и города с населением более 100 тыс. чел.
- патрульная служба работает на местных дорогах и в других населенных пунктах, совмещая функции охраны общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения.
Самый больной вопрос – кадры. Решать его можно следующим образом:
1. Ужесточение критериев отбора, в первую очередь это касается интеллектуального уровня полицейских. Поскольку необходимость общения с гражданами с достаточно высокими имущественными правами (наличие автомобиля) требует от сотрудника не только специальных знаний, а и достаточно высокого уровня культурного развития. Поэтому нужно принимать на работу людей с дипломом минимум бакалавра. А профессиональные качества развивать при проведении базовой специализированной подготовки по соответствующим программам.
2. Никаких возрастных цензов для работающих сейчас сотрудников милиции, главный критерий - профессионализм и порядочность. Во всех развитых странах полно простых патрульных, которым далеко за 35 лет.
3. Регулярное проведение переподготовки или повышения квалификации сотрудников (минимум раз в три года, поначалу - чаще).
4. Социальный пакет, причем здесь должна быть не только достойная зарплата, а и возможность получения льготного служебного жилья (или беспроцентного кредита) с одновременным введением жесточайшей ответственности, вплоть до криминальной, за коррупцию.
Говорить о полном материально-технического обеспечения (от формы и бензина до патрульных машин и средств связи) думаю, нет необходимости, это и так все понимают.
И самое важное, без чего ни одна реформа невозможно – законодательное обеспечение деятельности полиции. А для этого сегодня в Украине необходимо внести изменения или полностью поменять 10 Законов Украины, около 50 постановлений Кабинета Министров, не говоря уже о сотне ведомственных инструкций и приказов. Причем не просто изменить, а привести это в соответствие с европейской практикой. А это достаточно длинный путь и не всегда эти новшества будут восприниматься общественностью на "ура". Простой пример - фотофиксация нарушений правил дорожного движения. Уже давно вся Европа это успешно применяет,
а мы - никак, хотя соответствующие законодательные инициативы не один год находятся в парламенте. Опыт применения "писем счастья" был в 2009 году, но наш народ быстро забросал гневными письмами Верховный суд и Генеральную прокуратуру, и благодаря юридической казуистике все было отменено. Хотя никто не задумался, что в этот период количество погибших на трассах уменьшилось в два раза, так как удалось снизить уровень скорости за счет того, что водители просто боялись получить штрафной протокол по почте.
Изложенное выше – стратегические направления, вопросы тактики требуют глубокого анализа и разработки. В том же Киеве, в 4-х миллионном городе, вывести на улицу желторотых патрульных и заставить их оформлять больше 100 (СТА!!!) ДТП в день, регулировать движение плотных потоков транспорта, нести службу на постах, сопровождать автобусы с детьми, выезжать на семейные разборки, хулиганку и так далее – и приведет это к хаосу и бардаку.
Я уверен.
Не разумней ли это делать в мелких городах и сельской местности?
А еще моральный аспект: каждый пятый сотрудник ГАИ не меньше месяца нес службу в зоне АТО, и теперь государство их выкинет на улицу только потому, что мы "реформируемся" как в Грузии?
Слов не хватает.
Бакхакхы цхкхалши кхикхинепс