Ну вот мы и подобрались к полю условных «правых», самому главному полю, явка которого и определит исход выборов. Во-первых, это самое большое поле, с емкостью в 35-40%. Во-вторых, это самое образованное поле. В третьих, это наиболее самомобилизирующееся поле, так как «правый» электорат – это социально-активный электорат.
Так, и кто же на этом поле есть? А никого, кроме Петра Алексеевича, и нет. Ну вот совсем нет. Все остальные игроки настолько увлеклись его «мочиловом», что никому даже зачаток мысли не пришел в голову о выращивании «спойлера».
А с чего я взял, что ПАП играет на «правом» поле? А с того, что только он в своей риторике оперирует символами и маркерами «правого» электората: евроинтеграция, НАТО, безвиз, рыночные реформы, приватизация, рынок земли, защита государственного суверенитета, «мир на условиях Украины». То есть, классические ценности классического «правого». И хотя в процессе избирательной кампании Петра Алексеевича начало штормить то влево, то в ультра-право, базовый стержень евроинтеграции остался прежним.
Тем не менее, несмотря на единоличное присутствие на поле условных «правых», ПАПу не удалось на старте отмобилизовать даже половину своего потенциального избирателя. В значительной мере из-за категорического непонимания своей целевой аудитории.
Collapse
Базовый слоган «Армія! Мова! Віра!», безусловно, красиво звучит. Но с кем он резонирует? С этническими украинцами. А этнические украинцы равномерно размазаны между «правым» и «праворадикальным» полем. В результате получили отклик этнических «правых», тогда, как этническая «вышивата» осталась глуха. Ибо «барига» и «злочинна влада». Отсюда и рост стартового рейтинга, но не в тех объемах, на который рассчитывали.
Какие базовые черты «правых»? Патриотизм, индивидуализм, инициатива. По сути, это и есть тот зарождающийся в Украине средний класс, определенная часть которого воспитана в не украинской культурной среде, однако осознано выбирает Украину, как государственный проект, связывая с ним свое будущее. Поэтому, говоря о поле «правых», уместнее говорить не об этнических украинцах, а о политических украинцах. А политический украинец, прекрасно понимая архиважность для нацбилдинга титульного языка и независимой от Москвы церкви, все-таки выбирает Украину несколько по иным соображениям. Но каких-либо «картинок будущего», кроме абстрактного «идем своим путем», политический украинец пока так и не получил.
Более того, прокосячив старт избирательной кампании, некоторые деятели из команды ПАПа начинают затягивать унылую песнь эпохи Виктора Ющенко «норот не тот». «Не тот», говорите? Ну-ну. Несколько показательных диалогов.
…Ребята, у вас коммуникации провисают. Что, нет влияния на центральные СМИ? Так давайте создадим систему низовых региональных коммуникаций. У вас есть охуенный ресурс – административный: ОГА, РГА, территориальные организации БПП, депутаты и головы советов всех уровней. Помимо административных функций, они прекрасно могут выполнять и коммуникационные задачи. Плюс – их влияние или возможности взаимодействия с региональными СМИ, которые формируют региональное информационное поле, по охвату целевых аудиторий сопоставимое с центральными СМИ. Мы не изобретаем велосипед. Подобная модель низовых региональных коммуникаций была частично внедрена Партией регионов в ряде юго-восточных областей и показала свою эффективность, когда сигнал центральной власти моментально разгонялся до самого глухого села.
Ответ: – Не на часі… Нема політичної волі…
…Ребята, у вас БПП, как партийный проект, не работает. Народ на местах хYем груши околачивает. Давайте запустим программу «Відновити країну!» ПАП собирает съезд БПП и провозглашает новую доктрину. Обращается к партийцам, как драйверам децентрализации, наглядно демонстрировать ее возможности, перенимая опыт Европы. Задача: комплексно, с применением новых технологий и новых архитектурных решений, реконструировать двор микрорайона. Есть ФРР, есть бюджеты на местах, есть центральный штаб, который разработает шаблоны и методологию. Просыпается человек утром, одергивает штору – а за окном реально новый европейский двор, с «зеленой» парковкой, заглубленными контейнерами, уличными тренажерами, модерновой детской площадкой. Если каждый действующий или потенциальный мажоритарщик сделает у себя на округе 3-4 таких двора, то ему и избирательную кампанию проводить не понадобится. Плюс – получим эффект «приближение образа» для Президента, которого волнуют не только глобальные стратегические и геополитические вопросы, но и качество жизни каждого украинца. Т.е., Президент не только где-то там, далеко, выстраивает оборону страны и международные отношения, но и здесь, рядом, в каждом дворе, каждой громаде.
Ответ: – Не на часі… Нема політичної волі…
…Ребята, вы повторяете базовую ошибку всей пост-советской элиты Украины – какое-то упоротое нежелание наделять «народ» даже минимальной субъектностью. Вся политическая игра строится по принципу: зачем «им» знать стратегию игры? Зачем «им» знать мотивацию того или иного хода? Фигуры делают свой ход и уже потом, постфактум, дается его трактовка избирателям: «и так съедят». А ведь тот политик или политическая сила, которая наделит своих избирателей хотя бы минимальной субъектностью или сформирует качественную иллюзию субъектности, сможет получить в них надежную точку опоры. Как пример – Ф. Рузвельт, внедривший прямые радиообращения «Беседы у камина», отличающиеся прямотой, простотой и доверительностью, во время которых улицы США пустели в самом прямом смысле и вся американская нация «прилипала ушами» к радиоприемникам. Именно опора на «низы», высокая популярность у избирателей позволяла Рузвельту проводить довольно непростые реформы, ущемляющие интересы части американских элит. Выберете топовый канал, застолбите конкретное время: например, каждое последнее воскресенье месяца, за 15 минут до выхода итогового выпуска новостей, прямое общение Президента с народом (именно прямое, а не через журналистов). В итоге Президент получит новую точку опоры и акция в его поддержку, собирающая пару десятков тысяч киевлян без помощи админрерсурса, произведет куда больший эффект, чем тусня пары тысяч «подставок под флаги».
Ответ: – Не на часі… Нема політичної волі…
…Ребята, Юля запустила «рейтингове войны». Пытается реализовать стратегию 2009 года, формируя общественный стереотип о себе, как безусловном лидере избирателей т.н. «демократического поля» и массовом разочаровании украинцев в деятельности ПАПа. Нет, конечно же, в силу новой конфигурации электоральный полей повторить переток электората от «слабого Порошенко» к «сильной Тимошенко» уже не выйдет. Но вашу опору на региональные элиты обвалит. У региональных элит нет инсайдов о закрытых соцопросах. Они выходят в интренет – а там: КМИС – Юля лидер, Разумков – Юля лидер, Рейтинг – Юля лидер. И под кого они выстроятся на выборах?.. Пора включаться и формировать из ПАПа образ лидера.
Ответ: – У нас чудова команда переможців. Вони знають, що робити…
Ну и? Где образ лидера на старте кампании? Или мы из тех, «кто не ищет легких путей»? «Йдемо своїм шляхом», да: сперва доведем ситуацию почти до точки невозврата, а потом героически выходим из пике…
Вот если по чесноку: команда ПАПа… нет, не команда, а окружение, ибо команда – это и есть те самые «правые», «порохоботы», которые добровольно впряглись в избирательный процесс и, по сути, спасли Петра Алексеевича от обвала. Те, с кем коммуницировать окружению ПАПа все время было «не на часі» и кого наделять субъектностью «не було політичної волі». Так вот, окружение ПАПа заслужило поражения: ребята легко получили власть и так же легко готовы ее пройебать. Но Украина этого не заслужила. Не заслужил, как ни странно, и сам Петр Алексеевич.
Давайте снова по чесноку: эти выборы не приведут в коммунизм. Эти выборы – выбор между тем, что есть и тем, что может быть хуже. Ну о каком, на хYй, супер-гипер-мегапрорыве и экономике 80-го уклада может идти речь, если в стране 2/3 патерналистов, способных не зарабатывать, а отрабатывать? Вы, сука, на Россию или Беларусь посмотрите, где аналогичный электоральный состав. Это и так чудо, что Украина смогла хоть чуть-чуть вынырнуть из пост-совкового болота и ухватиться за краешек Европы. И помогает нам удерживаться на плаву именно интуиция ПАПа, перекрывая его патологическую неспособность сформировать нормальную команду и эпические косяки его «зоопарка»…
Игорь Громов (это 4-ая часть курсов кухонных политтехнологов, посмотрите на аккаунте автора предыдущие выпуски, они того стоят)