Дмитрий Тымчук, координатор «ИС»
….О необходимости иметь подобную технику на вооружении наших силовиков (в частности, в условиях проводящейся АТО и подобных операций как на своей территории, так и в миротворческих миссиях за рубежом) можно говорить долго. Как известно, ББМ «Дозор-Б» создавался для оснащения подразделений специального назначения Вооруженных сил и сил быстрого реагирования правоохранителей. Сегодня сверхактуальность таких средств очевидна – и не только ввиду событий на востоке Украины, а учитывая и мировые тенденции в развитии бронетехники.
В свое время я анализировал общие тенденции по применению вооружения и военной техники (ВВТ), которыми оснащаются наши миротворцы, сейчас повторюсь.
Многочисленные миротворческие миссии, в которых принимали и принимают участие наши военные, ярко подтвердили: бронетехника, которой сегодня вооружена украинская армия - далеко не самый удачный вариант для участия в современных локальных конфликтах, в частности, при проведении т.н. стабилизационных операций (именно такую операцию сегодня по сути проводят силы АТО на востоке Украины, пусть официально она и называется по другому).
Прежде всего потому, что советские бронетранспортеры БТР-80 и бронированные разведывательно-дозорные машины БРДМ-2, имеющиеся на вооружении украинских силовиков (другой альтернативы в ВС Украины просто нет, БТР-70 и БРДМ-1 как более ранние разработки проигрывают по все параметрам) создавались для выполнения совершенно других задач.
Если говорить о миротворчестве за пределами Украины, то единственное достоинство бронетранспортера БТР-80 для условий жаркого климата – это V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель КамАЗ-7403 с жидкостным охлаждением и турбокомпрессорным наддувом. Он ведет себя при высокой температуре куда лучше, нежели карбюраторные «движки».
Однако «вотчина» БТР – это поле, «оперативный простор». Для патрулирования в населенных пунктах он просто непригоден. Большие габариты и абсолютно недостаточный обзор из кабины, а также отсутствие серьезной современной противоминной днищевой защиты очень часто делают его «гробом на колесах».
Исходя из этого, например, в Ираке наши военные выработали тактику использования бронемашин, «подстраиваясь» под выполняемые задачи. Габаритные низко маневренные БТР-80, не подходящие для патрулирования улиц городов, использовали в основном для организации патрулей в сельской местности и конвоирования транспорта логистики. Немного лучше для «работы» в населенных пунктах в этом плане, благодаря меньшим размерам, выглядит бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2. Однако время ее разработки и запуска в серию – 1962 год – говорит само за себя, об удовлетворении современным требованиям здесь говорить трудно.
Так, восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-41, установленный на эту машину, явно давно отжил свое. То же с обзором: передние смотровые окна, как и перископические приборы наблюдения ТПКУ-2Б и призменные приборы ТНП-1 и ТНП-А абсолютно не дают возможности контролировать местность вокруг машины на малых расстояниях, что так актуально при выполнении задач в населенных пунктах.
У этих бронемашин есть и другие серьезные недостатки, делающие их скорее «заменителем», нежели нормальной машиной для современных операций. Самое главное, БРДМ-2 – «бардаки», как называли их в Ираке, - не имеют люков для бокового выхода. А значит, в случае боевой ситуации во время выполнения задач экипаж становится заложником, запертым в броне – выход исключительно через верхние люки во время обстрела подходит разве что для смертников. Да и бронирование «бардаков» удовлетворительным никак не назовешь.
Таким образом, еще много лет назад стало ясным, что украинские силовики нуждаются в более современной бронетехнике. Тогда как в Украине есть разработки бронемашин (и «Дозор-Б», разработанный Харьковским конструкторским бюро им. Морозова еще в 2005 году (!), в их числе), которые для стабилизационных операций подходят куда больше, нежели войсковая техника времен «холодной войны».
Что касается именно ББМ «Дозор-Б», то позором Украины стало то, что украинские разработчики, не найдя применение этой машине в своей стране, вынуждены были продать лицензию на ее производство иностранным производителям. В частности, как известно, на прошедшей в начале сентября 2013 г в польском городе Кельце Международной выставке продукции оборонной промышленности MSPO 2013 Kielce Fairground особое внимание польской публики как раз и привлек «Дозор-Б», представленный государственной внешнеторговой и инвестиционной фирмой «Укринмаш» (входит в госконцерн «Укроборонпром»).
Интерес был не случайным: буквально за неделю до выставки польские и украинские СМИ сообщили о том, что эта украинская машина будет производиться в Польше по лицензии. Польская версия «Дозор-Б» получила название «Ocilla», и отличается от украинского оригинала полным соответствием стандартам НАТО по баллистической и противоминной защите. Первый опытный образец этой машины был собран в конце июля 2013 года в Польше с использованием комплектующих украинского производства.
Стоит надеяться, сейчас «Дозор-Б» найдет наконец признание и у наших собственных силовиков.
Однако в плане концепции запуска в производство украинских современных ББМ я бы обратил внимание на другую деталь. А именно – что «Дозор-Б» может оснащаться в качестве силовой установки двигателями европейского производства IVECO 8142.38.11 или DEUTZ BF 4M 1013 FC.
Суть в следующем. Поддержка отечественного производителя – это, конечно, здорово. Но проблема в поиске средств для серийного производства украинских ББМ и продвижении их на внешнем рынке. Тогда как участие в производстве производителей из ЕС решает эту проблему.
В частности, не столь давно мы, координаторы группы «ИС», проводили консультации с представителями руководство Минобороны Украины по поводу закупок вооружений. В МО уверены, что при участии европейских производителей в производстве ВВТ на территории Украины, намного проще добиваться финансирования проектов со стороны ЕС – ведь речь будет идти уже не просто о кредитах, а по сути о финансировании совместного производства. Опять таки, производители из ЕС будут заинтересованы в продвижении этой продукции на международном рынке.
Трудно не согласиться, что логика в этих рассуждениях есть.