Украинские заводы продолжают поставлять оснащение для российской армии: несмотря на продолжающийся военный конфликт на востоке страны, в провоцировании которого обвиняют российские власти, с территории Украины в РФ отправляются запчасти для самолетов, вертолетов и ракет. Об этом сообщает издание The Washington Post, констатируя, что попытки киевских властей остановить экспорт товаров военного назначения в Россию натолкнулись на "решительное сопротивление со стороны работников" оборонных предприятий.
Издание указывает на сильную "взаимозависимость" ВПК двух стран, уходящую корнями в советское прошлое, и констатирует: несмотря на то, что в июне текущего года президент Украины Петр Порошенко издал указ о прекращении экспорта военных изделий в Россию, торговля с восточным соседом так и не была прекращена: "администрация заводов говорит, что официального распоряжения о прекращении поставок им не давали".
"После девяти месяцев протестов и войны, экономика Украины переживает сильный спад, и страна едва ли может себе позволить терять рабочие места, тем более в ключевых промышленных регионах на востоке, где расположены многие объекты ВПК", - отмечает The Washington Post.
По информации журналистов, "почти все" необходимые ей двигатели для боевых и транспортных вертолетов, а также "большую часть" двигателей для транспортных самолетов Россия по-прежнему получает от запорожского предприятия "Мотор-Сич". Пресс-секретарь этого предприятия Анатолий Малыш в разговоре с The Washington Post заявил: "Мы зависим от России. Киевское руководство полагает, что национальные интересы важнее экономики. Но пусть они поговорят с безработными" (цитата по InoPressa).
Последствия осложнения отношений с Россией уже ощущаются на заводе "Южмаш". Как рассказал американскому изданию сотрудник этого предприятия, попросивший сохранить его имя в тайне, новых заказов из России завод сейчас не получает, из-за чего пришлось урезать зарплату персонала и перейти на трехдневную рабочую неделю.
Высокопоставленный представитель украинских силовых структур, имя которого в статье не называется, признал, что отказ от экспорта в Россию "будет означать смерть заводов и предприятий".
Тем временем Россия, со своей стороны, уже принимает меры к замещению импорта. Глава компании "Ростек", главного российского конкурента завода "Мотор-Сич", в июне пообещал довести производство вертолетных двигателей с нынешних 50 до необходимых 300-350 в год к 2016 году. Правда, по данным российских СМИ, предпринятые ранее попытки производить больше двигателей успеха не имели.
Между тем, если "Мотор-Сич" перестанет поставлять России вертолетные двигатели, Москву могут ждать проблемы со странами, в которые импортируются российские воздушные суда. Без украинских двигателей вряд ли удастся построить необходимое для выполнения контрактов количество вертолетов, отмечают эксперты.
Помимо этого, двигатели нужны и для создания техники собственно для российской армии: к 2020 году российские ВВС должны получить тысячу вертолетов. Кроме того, запчасти потребуются для того, чтобы заменять вышедшие из строя двигатели на вертолетах, уже стоящих на вооружении.
Напомним, 16 июня украинский президент Петр Порошенко запретил сотрудничество с Россией в сфере ВПК. Эксперты тогда отмечали, что от разрыва сотрудничества Украины с РФ в сфере ВПК пострадают 79 украинских и 859 российских оборонных предприятий.
В конце июля российский президент Владимир Путин признал, что у России есть "сложности" в вопросе импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе. Помимо Украины, программы сотрудничества с Россией в сфере вооружений начали сворачивать ведущие страны Запада.