Михаил Шемякин: "Есть ощущение, что бес оседлал умы правителей и погоняет ими"
Искусство и идеология
– Да, я считаю, что искусство должно нести идеологию. Раньше была коммунистическая идеология. Сказать, что я люблю господина Ленина, нельзя, это бред. Меня удивляет странная логика русского народа – на площади лежит засушенный труп палача, который писал, например, о том, что надо полностью истребить казачье сословие. С другой стороны, Россия возрождает дореволюционные традиции. Те же казаки ряженые, которые ходят с оловянными медалями, – это ведь весьма странная идея властей оказать влияние на русские умы якобы возрождением традиций. Клоунада из разряда того, как Владимир Владимирович вынырнул с амфорами, которые отчего-то обходили стороной все ракушки и водоросли. Квасной патриотизм, который захватывает Россию, пугает.
Вон как расправились с девчонками-хулиганками из Pussy Riot. В итоге сделали из них фактически национальных героинь. А надо было просто дать пятнадцать суток за хулиганство. Вместо этого раздули такое кадило. Сейчас модно привлекать к себе внимание хулиганством: "Война", которая нарисовала этот член на Литейном мосту, получила правительственную награду "За инновацию". Ее дал министр Авдеев – совершенно запуганное существо, который в растерянности выдал такую вот глупость.
Эта акция, знаете ли, немножко плохо пахнет. Когда узнал о том, что акции дали правительственную премию, я, кажется, высказал Авдееву свое мнение на этот счет. Ведь этот мост вышел на обложках всех журналов. Вот увидит картинку какой-нибудь хулиганистый мальчишка и решит поразвлекаться: нарисует на одной половине двери учительской член, на второй – мамину пипку… Дверь и дверь – в этом что-то есть, верно? И будет ждать – если не госпремию, то, по крайней мере, путевку в Артек должны дать. Вместо этого его, что логично, дома выдерут как сидорову козу.
Я еще тогда я сказал, что следующая акция будет в церкви. Правда, не предполагал, что станут петь "Богородица, Путина прогони". Но был уверен – кто-нибудь придет и по методу Бриннера, которого Швыдкой назвал одним из выдающихся художников современности, возьмет и нагадит в церкви. Бриннер, как известно, пришел в Музей им. А. С. Пушкина, снял штаны и сделал кучу перед картиной Ван Гога "Красные виноградники". Акциониста Кулика тоже за душу взяла слава Бриннера – он разделся и принялся на четвереньках прыгать и писать. Я не против пи-пи и ка-ка, почему нет, писайте и какайте. Но все это старо как мир. Эльсуорт Келли – модный представитель актуального искусства, еще в 1960-е годы вошел во все книги по современному искусству с перформансом "Вернемся в детство", где они с женой ползают в дерьме. Но, на минуточку, это было полвека назад. А мы тянемся в хвосте, но хочется быть современными.
Тут ещё есть. Прочитала с интересом.
http://novayagazeta.spb.ru/articles/8858/