Автор Тема: “100 днів самоти“ - президентство Порошенка  (Прочитано 591 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Offline Feral Cat

  • Ветеран форума
  • ******
  • Повідомлень: 46625
  • Never give in!
http://ukr.lb.ua/news/2014/09/15/279438_100_dney_odinochestva.html?print

100 дней назад началось самое непростое президентство в новейшей политической истории Украины. Президентство, в котором каждый день – за месяц, а то и за год: именно поэтому многие из сограждан Петра Порошенко, наверное, уже и забыли, как стремились завершить выборы в один тур, чтобы поскорее окончилась война. А уж о том, что мы избирали главу парламентско-президентской республики – и возвращение к Конституции этой республики было одним из главных механизмов урегулирования политического кризиса – наверное, не помнит уже никто.

Кстати, то, что этой парламентско-президентской республики не получилось – один из важных итогов этих 100 дней. Когда накануне избрания нового украинского президента мои зарубежные коллеги спрашивали меня, как изменится управление страной с новым лидером, я не уставал напоминать им, что сравнение будущего победителя с Виктором Януковичем невозможно уже хотя бы потому, что Янукович ликвидировал парламентско-президентскую республику, а новый президент избирается на фоне возвращения к поруганной Конституции.


Я не учел того очевидного факта, что расклад сил в парламенте и личность победителя нередко важнее самого Основного закона – хотя сам много раз приводил пример строительства парламентской республики в соседней Молдове. Республику провозгласили, власть по Конституции оказалась в руках правительства, но оказавшийся во главе страны лидер коммунистов Владимир Воронин обладал настолько прочным большинством в парламенте, что полностью сосредоточил власть в президентской администрации – так что фигуры премьера или спикера мало что значили весь период его пребывания в должности президента Молдовы. Именно Воронин вначале согласился, а потом отказался от российского плана приднестровского урегулирования, принципиального для страны – и это только пример одного решения, изменившего будущее Молдовы.

В нашем случае можно говорить не о сильном большинстве, а об отсутствии прочного большинства, на которое мог бы опираться премьер-министр – что и использовал новый глава государства в исполнении собственной роли во власти. Были и дополнительные обстоятельства: Арсений Яценюк не пытался стать “железным канцлером” даже до президентских выборов, удовлетворившись ролью “экономического премьера”, что совершенно неверно с точки зрения философии новой украинской государственности. В Кремле же традиционно хотят говорить с президентами – а в нашем случае хотели говорить именно с Порошенко, с легитимностью которого могли скрепя сердце согласиться после истеричных обвинений в адрес Майдана и “киевской хунты”.

    Но самое главное – сам Петр Порошенко хочет быть в одиночестве. Он хочет быть именно главой государства, а не президентом парламентско-президентской республики – и это еще раз показывает формирование Блока Петра Порошенко с претензиями на большинство в парламенте.

А поскольку президент, в отличие от многих других украинских политиков, великолепно знает новейшую политическую историю Молдовы, можно не сомневаться: опыт Владимира Воронина – это как раз тот вариант, который ему вполне подходит. И Конституцию можно не менять, и страной руководить. То есть, по большому счету, президент готов к ответственности даже там, где Основной закон мешает ему возложить на себя ее последствия.

В этой готовности есть свои преимущества и недостатки. Преимущества – в скорости принятия решений, если у президента появится склонность к волевым действиям. С точки зрения отношений с Россией это важно – потому что в Кремле решения принимаются молниеносно и мы уже видим, как тяжело реагировать на них Европейскому Союзу с его согласованиями. Недостатки – в очевидной корпоративности принятия решений и постепенной исчезновении связи с обществом и политикумом как таковым – что великолепно проявилось в истории с отложенной имплементацией соглашения об ассоциации с Европейским Союзом.


Еще одним недостатком этой корпоративности стала восторжествовавшая олигополия, в которой президент чувствует себя как рыба в воде – просто все предыдущие десятилетия он был одним из участников “большой игры”, а сейчас оказался арбитром сложных олигархических отношений. Умение разруливать ситуации и находить компромиссы – блестящие качества для прошлой жизни.

Но сейчас уже сама олигополия станет тормозить реформирование страны, а отсутствие реформ будет все в большей степени превращать Украину в протекторат Запада, атакуемый Россией. И такая ситуация будет вызывать все большее и большее общественное недовольство, на которое власти будет нечем ответить. Потому что страна, с одной стороны, хочет мира – и президент пытается этого мира достичь – а с другой не хочет возвращения к олигархии и “донецким” правилам игры – а неясно как без этого сохранить контролируемые Москвой территории Донбасса и даже, как это ни печально, освобожденную часть.

Потому что страна, с одной стороны, нуждается в реформах – а с другой стороны не может противостоять московскому натиску без участия стремящихся сохранить преференции и потоки “олигархов”. Потому что общество, с одной стороны, хочет нового парламента, в котором не будет депутатов, голосовавших за репрессивные законы и откровенно продававших страну, а с другой – будет обречено на избрание законодательного органа, переполненного популистами, журналистами и просто хорошими людьми, явно не способными к законотворчеству, жизненно необходимому для реформ.

Потому что президентский блок в новом парламенте обречен либо на коалицию с Народным фронтом – что воссоздаст и заморозит нынешнюю ситуацию с Яценюком в роли талантливого экономического премьера, склонного скорее поддерживать существующий порядок вещей, чем взламывать его и быть вторым, а не первым человеком государстве – либо на коалицию с откровенно популистскими олигархическими проектами, что сделает самого президента еще и фактическим премьером, но может поставить под вопрос саму международную помощь нашей стране.



Все эти обстоятельства – не говоря уже о том, что нынешнее замирение может в любой момент обернуться большой войной даже не потому, что Путин обманет Порошенко (хотя и это вполне возможно), а потому, что российский президент способен утратить контроль над процессами на Донбассе в силу политической и экономической разбалансировки региона – практически программируют новый виток внутриполитического украинского кризиса уже в ближайшее время. Возможен как внутриэлитный конфликт, так и конфликт власти и разочаровавшегося общества.

Что в этом смысле самое главное? Главное – это избежать демонтажа государства в результате такого конфликта и перестать решать проблемы политической эффективности с помощью Майданов. Ответственность за это лежит как на власти, так и на обществе. Проще говоря – важно не свергнуть Петра Порошенко, а позволить главе государства найти выход из кризисной ситуации – даже если этим выходом станет делегирование власти сильному премьеру и переход в роль президента парламентской республики. Важно понять, что даже если в результате этого кризиса к власти придет оппозиция – не в смысле какого-нибудь маргинального оппозиционного блока, конечно, а в смысле, например, Юлии Тимошенко – это тоже будет не очень надолго, хотя лидер “Батькивщины” с ролью “железного канцлера” справится безупречно. Что в Украине теперь вообще ничего не будет надолго – вплоть до окончания реформ, которые еще даже не начались.

И только после этого периода постоянной турбулентности, который займет в лучшем случае и в от трех до пяти лет (после войны) появятся те самые люди, которые будут руководить современным европейским государством. Компетентные, но сухие политики, о которых я обещаю не писать никаких длинных скучных статей.

Поскольку они будут руководить благополучной счастливой страной без новостей, придется подыскать себе тему поинтереснее.
If you are going through hell, keep going.

Offline cynic

  • Hero Member
  • *****
  • Повідомлень: 1152
Re: “100 днів самоти“ - президентство Порошенка
« Reply #1 : Вересня 15, 2014, 07:55:54 19:55 »
Важно понять, что даже если в результате этого кризиса к власти придет оппозиция – не в смысле какого-нибудь маргинального оппозиционного блока, конечно, а в смысле, например, Юлии Тимошенко – это тоже будет не очень надолго, хотя лидер “Батькивщины” с ролью “железного канцлера” справится безупречно.

Собственно, вся эта длинная статья писалась исключительно ради одной фразы.
Це так шито "китайськояпонськими білими нитками"(бо то у них так принято багато говорити(цілий потік свідомості) перед тим як в кінці повідомити вибачаючись,що вас звільняють).Автор навіть проштовхуючи мамку качанівську скромно сказав -зоча б :smilie5: