Описують, як спістілі завод.
В Ростовской области заработал украинский заводФоторепортаж: В Ростовской области заработал украинский завод
Ростовскую область заполонили тысячи беженцев. По последним данным, в регионе нашли приют более 38 тысяч женщин, мужчин и детей. Но чтобы от войны бежал через границу целый завод, с оборудованием и рабочими, - случай уникальный. Мы едем в Каменск-Шахтинский, где обосновалось украинское предприятие, посмотреть, как сложилась жизнь на новом месте, удалось ли ему набрать прежние обороты, не нарушились ли связи и как обустроились люди, которые приехали вместе с родным предприятием.
Станки переносили на руках
На опустевших площадях Каменского машзавода опять затрепетала жизнь. Новеньким серебром отливает скромная, но со вкусом сделанная вывеска "Каменский завод транспортного машиностроения - КЗТМ". Это новое, российское название Луганского электромашиностроительного завода. Оно выпускает комплектующие для подвижного состава железнодорожного транспорта. Охранники в камуфляже у проходной. Один из них провожает нас к директору. Охранник оказывается первым украинцем, встретившимся нам. Он сам решил уехать из-под бомбежек и устроиться на любую работу.
Второй украинец - сам директор завода Владимир Чучин. Коренной житель Донбасса, на Луганском машзаводе он был заместителем руководителя, а теперь принял российское гражданство. Он переехал вместе с маленьким сыном и женой, которая тоже со дня на день станет гражданкой России.
- Когда первый раз приехал сюда, хотелось плакать. Пустая полуразрушенная производственная площадка. Гулкие холодные пролеты цехов, по которым гулял ветер, а под ногами хрустел лед. Но глаза боялись, а руки делали. Стали готовить помещения к приему техники и людей, - вспоминает Владимир Чучин и показывает фото разрушенных цехов, разбитых окон и скелетов производственных линий.
Переезд завода длился несколько месяцев и запомнился каждому как день свадьбы, до самых мелочей. Первые два месяца ушли на демонтаж оборудования и его разборку. Новенькие немецкие "НАЙЛЗы" разбирали сами. Отличные умные станки, аналогов, к сожалению, нет. Потом грузили на 20-тонные "КамАЗы". Шесть человек катили на роликах к машине части станков. Чтобы перевезти один станок весом до двадцати тонн каждый, требовалось три грузовика. А всего разных станков не менее двух десятков.
- Завод переносили буквально на руках, - вспоминает Владимир. - Вот эти два станка попали под мощный обстрел. На контрольно-пропускном пункте Изварино во время прохождения таможни началась бомбежка. Осколок повредил один контейнер. Этим, слава богу, и обошлось.
На новом месте все вновь собирали своими силами. Помогало то, что уже работали на этих станках и изучили их. Когда это оборудование закупили на тогда еще Луганский завод, его монтировали немецкие специалисты. Теперь же пришлось справляться самим: немцы, ввиду известных санкций, отказались приезжать на помощь. В итоге все нормально работает. Высокоточные зубошлифовальные станки с ЧПУ без шума, пыли и без участия человека быстро делают свою работу. На обслуживание умной машины хватает одного рабочего, но какого!
- Специалистов этого профиля очень и очень немного, а для работы именно на зубошлифовальных и зубофрезерных станках с ЧПУ вообще были только у нас. Их же специально натаскивали разработчики этого оборудования, - рассказывает Владимир Чучин. - Поэтому, конечно, штучных мастеров мы позвали с собой.
тут
https://rg.ru/2015/02/18/reg-ufo/zavod.html