Но Путину, разумеется, важна не историческая истина, а признание хотя бы одним из западных лидеров официальной российской трактовки истории Второй мировой войны, за отрицание которой теперь могут посадить и которая играет столь важную пропагандистскую роль, в том числе и в обосновании нынешней агрессии против Украины.
А западные руководители, кажется, не хотят осознавать, что в лице Путина имеют дело с лидером, очень похожим на того, против которого и проводилась операция "Оверлорд". Они стараются не замечать и того, что ситуация, сложившаяся сегодня в Европе, очень напоминает ту, которая была накануне Второй мировой войны. И о санкциях против России в Нормандии даже не вспоминали. Хотя накануне вроде бы семь ведущих держав мира дали понять, что через месяц могут ввести третий пакет санкций, если Россия не признает Петра Порошенко законным президентом Украины и не предпримет реальных шагов по деэскалации конфликта на юго-востоке Украины. Но здесь весь вопрос в том, что именно считать критерием для введения санкций.
Ранее санкции обещали ввести, если Россия будет продолжать дестабилизировать ситуацию в Донецкой и Луганской областях. С тех пор отмечено множество примеров такой дестабилизации, прежде всего поступления из России оружия, инструкторов и наемников. Но Запад тут же меняет правила игры, только чтобы не вводить реальные, а не символические санкции.
А что можно рассматривать как признание Путиным легитимности Порошенко? 15-минутную встречу "на полях" нормандских торжеств? Но когда российский президент рассказывал об этой встрече журналистам во Франции, он называл украинского президента только "господином Порошенко". И поздравлений ему по случаю избрания и вступления в должность так и не направил. Требования же, которые Путин предъявил украинскому правительству, остались прежними: при урегулировании украинского конфликта сторонами переговоров "должны быть не Россия и Украина – Россия не участница конфликта, – а киевские власти и представители и сторонники федерализации на востоке". То есть Москва требует, чтобы Киев де-факто признал Луганскую и Донецкую "республики", самой Москвой и созданные. И чтобы Украина таким образом превратилась в подобие Молдавии с фактически отделившимся от нее Приднестровьем. Путин также снова пригрозил ввести экономические санкции против Украины, если она подпишет 27 июня, как ожидается, экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. И это реальная угроза. А вот распоряжение Путина перекрыть российско-украинскую границу – это скорее всего та же игра, как и прозвучавший в свое время призыв к сепаратистам отложить проведение референдумов о независимости. Грузовики с оружием и добровольцами будут продолжать идти на Украину, а российский президент всегда сможет сказать, что перекрыть всю более чем 1000-километровую границу с Донецкой и Луганской областями в короткий срок физически невозможно из-за отсутствия достаточного числа пограничников и инженерных заграждений. И будет продолжать отрицать, что Россия поддерживает сепаратистов людьми и оружием. А если кто, дескать, и ездит через границу с оружием, то оружие и КАМАЗы они в военторге купили.
Некоторые наблюдатели полагают, что как раз введение российских экономических санкций против Украины в случае заключения соглашения об ассоциации с ЕС может стать той "красной чертой", за которой Запад введет третий пакет санкций. Но это далеко не очевидно. Ведь сразу же после встреч в Нормандии и инаугурации Порошенко министр иностранных дел Германии заяви, что необходимы "прямые и основательные переговоры между Москвой и Киевом", то есть между агрессором и жертвой агрессии. На самом деле это всего лишь повод отсрочить введение нового этапа антироссийских санкций. Украинская сторона предпочла бы переговоры с Россией не напрямую, а при участии Евросоюза и США, которые могли бы оказывать реальное давление на российскую сторону. Прямые же российско-украинские переговоры могут закончиться либо ничем, либо капитуляцией Украины перед российским нажимом. Переговоры ничуть не помешают Путину по-прежнему дестабилизировать Украину - и продолжаться они могут долго. А пока они идут, вводить санкции против России вроде как неудобно. Поэтому, на мой взгляд, реальных санкций от Запада можно ожидать не раньше чем через два с половиной года - когда сменится президент США.