По поводу агрохолдингов.
Каждый занимается тем, что ему выгодно и в чем он конкурентноспособен.
Поставьте себя на место руководителя агрохолдинга. Он экспортирует зерно и зарабатывает на этом. Он видит цены на зерно (сырье), на муку (полуфабрикаты) и на готовую продукцию.
Естественно, всегда есть соблазн производить продукцию с большей глубиной переработки, в ней больше добавленной стоимости. Но при этом нужно организовать эффективное производство, сертификацию, найти рынки сбыта.
Рано или поздно большинство начинает идти по этому пути, но не у всех получается.
Могу привести пример птицеводов - "Гавриловских курчат" или "Мироновского хлебопродукта" ("Наша Ряба"). Начиналось все с производства птицы, потом стали производить свой комбикорм, потом - покупать землю и выращивать зерновые для производства комбикорма и откорма птицы.
Несколько лет назад куриный помет возле птичников "Гавриловских курчат" складывали в бурты и он там лежал, загрязняя почву и воздух, потом стали продавать производителям удобрений - сейчас за ним очереди выстраиваются.
Вертикально-интегрированная крупная компания при надлежащей организации имеет меньшие удельные издержки и лучшую себестоимость, а также бОльшие возможности для ведения внешнеэкономической деятельности (в том числе и за счет использования оффшоров и лобирования своих интересов). Но это не значит, что нужны только крупные компании. Небольшой бизнес может выигрывать за счет большей мобильности, индивидуального отношения к покупателям, занятия каких-либо специфических ниш, которые крупным производителям неинтересны либо крупный производитель в таких нишах менее эффективен. Мини-пекарни, фермерские продукты и органическое земледелие, зеленый туризм - типичные ниши для небольшого бизнеса.
В качестве аналогии приведу торговлю: есть супермаркеты, есть рынки, магазины "шаговой доступности", ларьки, стихийная торговля, фирменные магазины производителей, интернет-торговля и у всех есть свои покупатели.