Как ныне сбирался когда-то Олег (парт оне)О, как я и предполагал, после упоминания полян в аудитории началось побоище. Бурсаки с упоением лупят друг друга по голове ключевскими и карамзиными, самые хитрые укрылись на галерке, и плюются оттуда жеваной «Русской правдой» Я.Мудрого через свернутую в трубочку «Повесть временных лет».
Ша. Тихо. Щас все будет. Не отвлекайтесь на второстепенное
В истарической ноуке важен принцип актуализма. Что это такое – идите читать Еськова (вообще, мой совет: всегда его читайте, он не кацап. Я к нему сбегал с работы на лекции).
Принцип этот хитрый и сложный, заключается в том, что если какая-то поебень работает сегодня, то она вчера тоже должна была работать примерно так же (ну, или как-то так, я пару раз с лекций Кирилла Юрьевича курить выходил, может чего-то пропустил.)
Варяги к нечерноземному убожеству относились сугубо прагматически, как к экстерриториальной трассе типа КВЖД. Почитайте Франца Бенгтссона, последнюю часть «Рыжего Орма», там прекрасно описано перемещение варягов по будущей Руси (вообще, рекомендую эту книжку украсть в библиотеке, потому что смех продлевает жизнь).
После этого станет понятно, что варяги на Руси от протоптанной дорожки даже поссать отходили исключительно втроем – пока один отливает, двое прикрывают. Иначе можно было поссать в последний раз в жизни. А новгороды, киевы и прочие альдегьюборги – просто опорные точки на этой «дороге жизни». Безусловно, очень соблазнительные для любого варяга. Потому что иметь свою таможню – это всегда лучше, чем таскать через нее товары. Представление о том, что варяги прям уж так лазили по Руси, вдоль и поперек, как цыгане по ярмарке – оно несколько… эээ… былинное, в детском смысле.
Варяги на Руси были, примерно так, как пассажир бывает в Полтаве, проездом из Киева в Харьков. Пока локомотивы перестегивают с электрички на дизель, можно полчаса размять ноги на платформе, перекурить и купить пирожок. Такого человека трудно назвать даже туристом, не говоря уж – полтавчанином. Хотя чисто формально - да, в Полтаве он был.
В общем, по такой модели все и работало, пока не появились Рюриковичи.
Я не буду вдаваться в рассуждения – были ли они из ильменских славян, или чистопородные представители шведского хоккея, потому что этим другая ноука занимается. Нам важно знать одно – повели они себя как-то не по-варяжски, потому что, заняв опорные пункты на торговом пути (что логично для варяга), они стали заниматься хозяйством не вдоль дороги, а поперек нее (что нелогично для варяга).
Если кто-то скажет, что любое прибыльное дело логично для варяга, то я отвечу что еще более прибыльно вместо унылого сбора 20% НДС тупо ограбить население подчистую, и идти дальше.
С большинства окрестных йети брать регулярную дань шо свинью стричь – визгу много, а шерсти мало. Или же это было одноразовым мероприятием, которое больше соответствует выкупу, а не налогу – как, например, брали с чуди или с ильменских славян. Вы просто представьте себе технологию взымания дани в эпоху отсутствия электронных платежей. Это дай бог командировочные отбить.
Вон, финны например. Как ты их качественно ограбишь, когда у них ничего нет? Да и их самих нет, если успеют на лыжи запрыгнуть - только поземка за ними вьется. Поэтому финнов лучше напугать, чтобы они сами у себя поискали что отдать и принесли, вместо того, чтобы уши морозить, гоняясь полярной ночью за шустрыми лыжными суомалайненами. Но это, сами понимаете, не бизнес.
Теперь я перейду к Рюриковичам, и буду говорить давно известные вещи, только ставить акценты, которые в учебниках часто пропадают. Потому что авторы книжек не ходили на лекции Еськова, и не понимают, что раньше люди были и лучше, и хуже, но вот ебанутей нынешних они точно не были, иначе мы бы от них не произошли, а вымерли, как целофузисы.
Когда Олег прикатил в Киев малолетнего Игоря, зарезал Аскольда и Дира (таких же варягов, только крещеных) и захватил опорный пункт на тракте, все шло нормально и по варяжски. Но вот дальше началась какая-то непонятка. Жена Игоря, Ольга, вместо того, чтобы гонять мужа метлой из дома на честный разбой (как в том же «Рыжем Орме»), внезапно стала гонять его на собирание регулярной дани и обустройство территории.
Это только нам, переигравшим в молодости в «Героев Меча и Магии», подобное поведение кажется логичным – заэксплорить все что возможно вокруг кастла, а с точки зрения варяжского держателя таможни – ну зачем нужны убогие лесовики?
Вы в курсе как Олег брал дань с радимичей и дреговичей? Не так, как в книжках написано, а как на самом деле было? Подъехал Вещий со своей дружиной к краю болота, постоял-посмотрел с ужасом на этот дэд-маршиз, заплакал, положил на траву немножко покушать, сказал: «Помогай вам Перун, бедные люди», и тихонько уехал.
Даже с более зажиточных древлян пришлось брать дань дважды, потому что для Игоря, в котором было еще много варяжского – это была не дань, а издевательство. Это, сука, мелочь на метро. Допустим, хозары могут сидеть себе на месте и брать дань хоть сушеной рыбой, но варяги… Тем не менее, полянскую землю Рюриковичи исправно окучивали, занимаясь не только работой таможни, но и всего аэропорта в целом.
Шо то тут не так, дорогая бурса. То ли Рюриковичи были какие-то неправильные варяги, то ли поляне – какие-то неправильные восточные славяне.
А ну-ка, почитаем «Повесть временных лет». Может яснее станет. Что там пишется? А пишется там о том, какие поляне добрые и славные, в противовес диким древлянам, матюками при теще не выражаются, девок на водопое и постирушках не воруют, а честно замуж берут. После сватовства, все как у людей положено.
Обиженные потомки других славянских племен говорят, что Нестор сам был на ставке в тогдашнем киевском министерстве правды, поэтому и пиарил своих. Есть еще версия, что монаху хотелось найти среди своих сородичей хотя бы одно племя, больше похожее на людей, чем на лесных йети, вот он и выбрал на должность Хорошего Мальчика в летописи полян, методом бросания кубика.
Оба мнения неноучны. К ноукам!
Друзья! Принцип актуализма говорит о том, что если сегодня самое актуальное – это бабло, то и раньше было то же самое, если нет прямых доказательств обратного.
Перед северными разбойниками прошлого стояли вполне сегодняшние проблемы. Оно конечно хорошо бы – заиметь свой уютный налоговый Данло в какой-нибудь Англии, пить эль и ничего не делать, и чтоб холопы сами ништяки приносили. Но в таких ништячных местах уже сидят угрюмые бородатые мужики с топорами. И чтобы их выгнать оттуда нужна не дружина, а полноценная армия, с какими-нибудь Рагнарссонами во главе. А становиться на вакантном месте владыкой саамов – то же самое, что обложить налогом бабушек, продающих семечки. Свои же друзья-бандиты дразниться будут.
Поэтому наш правильный варяжский план – приехать, набить морду, отобрать печенье и уехать. А если держать бизнес на трассе – то исключительно как бензоколонку.
Нестор вовсе не умилялся эльфийским нравам полян. Существование брачного кодекса объясняется не моральными качествами, которые дарует волшебная днепровская вода, а необходимостью объединять и делить майно. Сватанье, участие родителей (главных акционеров будущей семьи!) в брачном процессе, запрет на нелицензионное траханье родственников и прочие нюансы. Откройте любой кодекс о семье и браке – там нет ни слова про любовь, только как делить мебель при разводе.
В отличие от соседних племен, поляне имели не только избыток ништяков, но и гуманитарные технологии по управлению ништяками. Я бы не сказал, что Киевщина чем-то принципиально богаче ништяками, чем Черниговщина или Подолье. Газа и нефти тут тоже нет, жемчуг мелкий, а бананы даже в ноябре зеленые. Но вот гуманитарные технологии...
Варяжская бандитская чуйка сработала мгновенно. Рюриковичи (а так, если честно, думаю что первым фишку просек Олег, а затем от всей души за идею впряглась Ольга) увидели здесь новые перспективы для семейного бизнеса. «Эге!» - сказали они: «А что, если...»
И перетащили головной офис семейной компании из Новгорода в Киев.
Дали буде.
http://gorky-look.livejournal.com/20573.html