На лѣвомъ берегу Волги, противъ Саратова, лежитъ большая
малороссійская слобода Покровская, Самарской губ. Она населена послѣ указа 1763 г. солевозцами, выходцами изъ Украйны, и Имѣла уже въ 1770 г. деревянную церковь; теперь ихъ въ слободѣ пять. Покровскія «жинки» гуляютъ на Ѳоминой недѣлѣ, выпроводивъ своихъ «чоловіковъ ораты у поле», справляя свой бабій праздникъ
ловить Хому, для этого «жинки» устраиваютъ складчину и затѣмъ собираются въ какой - либо хатѣ, гдѣ хозяйкою является «сама стара» хотя бы она была совсѣмъ молодой женщиной. Подвыпивъ здѣсь самымъ основательнымъ образомъ, хохлушки цѣлою толпою открываютъ далеко нескромное шествіе по селу съ пѣснями и пляскою. Завидѣвъ мужчину, онѣ гурьбой бросаются за нимъ: это собственно и значитъ «ловить Хому». Попавшійся въ ихъ руки, въ особенностп «москаль», не скоро отдѣлается отъ разгулявшихся бабъ —и во всякомъ случаѣ не иначе, какъ заплативъ имъ посильную лепту на выпивку. Дѣвушки, которымъ перевалило за 25 лѣтъ, подвергаются той же участи; каждую изъ такихъ пьяная толпа тащитъ за собою, припѣвая:
Черезъ греблю Микитину
Ведутъ Гапку пидтыкану...
Кричитъ Гапка, репетуе,
Никтожъ Гапці не ратуе!»
Заканчивается процессія новой выпивкой; подобнаго обычая
въ другихъ малороссійскихъ селеніяхъ, кажется, не водится («Сарат. Листокъ», 1887).
- 105 - Дѣвушки-малороссіянки почитаютъ очень день Ивана Купалинова (Рождество Іоанна Предтечи, 24 іюня). Наканунѣ этого дня
(с. Сокуръ, Сарат. уѣзда) онѣ берутъ «сѣкиру» (топоръ) и идутъ въ лѣсъ, гдѣ срываютъ кленовыя листья (помалороссійски: чибытки
- 106 - чибытки) и вырубаютъ длинную палку черноклена; все это приносятъ домой; тутъ часть дѣвушекъ плетутъ изъ <чибытковъ> вѣнокъ, а другія лѣпятъ изъ глины человѣчью фигуру въ видѣ женщины, выдѣлывая ей носъ, ротъ, глаза и груди, румянятъ щеки и одѣваютъ въ женское платье, а на голову надѣваютъ вѣнокъ изъ чибытковъ и живыхъ цвѣтовъ, и оставляютъ ее до утра у которой-либо изъ дѣвчинъ. Утромъ, въ день Ивана Купалы, матери пекутъ блины, сносятъ ихъ къ той хатѣ, гдѣ ночевала слѣпленная фигура, и кладутъ принесенное на завалину; сюда собираются старухи и ѣдятъ эти блины; дѣвчины идутъ въ хату къ глиняной чучелѣ, которой даютъ имя
Морынка (вѣроятно искаженная Морана), сажаютъ ее на скамью, берутся за руки п, составляя кругъ ходятъ возлѣ <морынки > и поютъ слѣдующія пѣсни:
Маланичка, петривочка,
Да не выспалась наша дівочка,
Къ череди шла да дримала,
На спыцы очи повыдырала.
Гдижъ ты,
Морынко, ночь почивала?
Яжъ почивала пидъ вірбою кудрявою,
Пидъ холодной водою.
По окончаніи этой пѣсни берутъ Морынку, насаживаютъ на
прежде приготовленную палку черноклена и идутъ къ рѣкѣ съ
пѣснями слѣдующаго содержанія:
Гой, Катерыно, биль билила,
Да съ своей билью говорила:
Гой биль, моя биль, тонка ни била,
Якъ я пиду за нелюбого,
Яжъ тобі биль въ чірні изношу.
Ойжъ ты моя вірба кучерява!
Такъ Катерына біль билила,
Съ тою билью говорила:
Ой биль моя, и тонка и біла,
Якъ я пиду за милого,
Яжъ тебе, моя біль,
За праздныкъ изношу.
По приходѣ къ рѣкѣ, бросаютъ Морынку въ воду, а вѣнокъ
- 107 - съ ея головы берутъ домой; малороссы вѣрятъ, что цвѣты и листья изъ вѣнка Морынки отгоняютъ нечистую силу изъ того дома, гдѣ хранится хотя одинъ изъ этихъ цвѣтовъ; они помогаютъ также въ недугахъ, для чего ихъ настаиваютъ въ водѣ и послѣдней поятъ больного; кромѣ того цвѣты и чибытки (листья) изъ вѣнка Морынки снасаютъ отъ громового удара *).
____________
*) Въ «Древностяхъ) Моск. Археолог. Общества, 1868, т. I, приведено указаніе на этотъ обычай въ Малороссіи: тамъ изстари дѣвки подъ Ивана Купалу срубаютъ дерево
чернокленъ, вбиваютъ его въ землю, затѣмъ дѣлаютъ чучело (ляльку) изъ соломы, одѣваютъ его по-женски въ юбку, очипокъ и пр., навѣшиваютъ намиста и другія украшенія н сажаютъ подъ дерево; чучело это называется:
марена, мареночка или марана (мара означаетъ смерть); въ другихъ мѣстахъ
мареной называется чернокленъ, а чучело —
Купаломъ. Вечеромъ на
Ивана Купалу снимаютъ съ этаго чучелы всѣ украшенія и съ пѣснями несутъ топить вмѣстѣ съ чернокленомъ; мѣстами же его обкладываютъ соломой и крапивой и сожигаютъ.
- 110 - Въ русскомъ народѣ, у малороссовъ и мордвы Дмитрова субота называется «Родительской»...
Опрошенныя мною пожилыя малороссіянки утверждаютъ, что дѣвки, женихаясь съ избранными паробками, дозволяютъ лишь цѣловаться, до грѣха же допускаютъ очень рѣдкія; тоже самое я слышалъ въ другихъ мѣстахъ.
— 115 — Русская простонародная свадьба хорошо извѣстна; я приведу
образчики свадебнаго обряда, взятые съ натуры у четырехъ главныхъ этнографическихъ группъ края: русскихъ, малороссіянъ, нѣмцевъ и мордвы.
- 120 - Малороссы не такъ цѣнятъ цѣломудріе дѣвушки, какъ русскіе;
нс только незазорно, но изстари ведется обычаемъ «жениханіе»
дѣвушекъ съ паробками; у русскихъ этого не водится.
Въ отношеніи сватовства и браковъ существуетъ большая разница между русскими и малороссіянами.