Мюрідка:
Первым итогом встречи Трампа и Путина можно назвать заявление Путина по украинскому транзиту. "...Я заверил господина президента в том, что Россия готова сохранить этот транзит. Более того, мы готовы продлить транзитный контракт, который истекает в следующем году в случае урегулирования спора между хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде..." - слова Путина.
Говоря иначе, стратегия обхода Украины по двум коридорам издала неприличный звук и тихо скончалась. Две войны - на Украине и в Сирии - оказались никому ненужными, хотя продолжают висеть на умирающем российском бюджете. Про умирающих на этих войнах людях, по всей видимости, даже нет смысла упоминать. Какие люди, о чем вы.
Collapse
Проблема в том, что если транзит через Украину останется, то смысл Турецкого потока (во всяком случае его транзитной части) пропадает: на него банально не будет газа. Да и заполнить Северный поток-2 будет весьма проблематично. Параметры украинского транзита пока определить сложно, но даже если взять компромиссный объем между заявляемыми Россией (15 млрд кубометров) и Украиной (не менее 110 млрд кубометров), то можно предположить, что в итоге стороны сойдутся на 50-70 млрд кубов. Турецкий поток в таком случае отпадает сразу, а СП-2 удастся заполнить в лучшем случае наполовину. Рентабельность обоих проектов в таких параметрах выглядит не просто сомнительной, а заведомо отрицательной. Хотя, конечно, как заметил Александр Фэк, даже в этом случае нужные люди уже в профите.
Однако вопрос даже не в цифрах. Их можно обсуждать сколько угодно - пока конкретики все равно нет. Вопрос в том, что Кремль попытался соскочить с украинского транзита не от хорошей жизни. Украина сегодня не просто враждебное, а вассальное и зависимое от США государство. В сущности, никакой независимой политики Украины уже нет и никогда не будет.
Прямо сегодня США еще не готовы по сугубо техническим причинам начать масштабные поставки газа в Европу. Это большой и сложный вопрос, связанный с тем, что избыток газа в США связан с добычей сланцевого газа, однако проблема сланцевого газа в том, что его нельзя сжижать и транспортировать, как природный газ. Сланцевый газ - это товар-субститут, товар-заменитель. Он должен постепенно заменить (да и то не везде) потребляемый промышленностью США природный газ, а вот высвобождаемые объемы природного газа - это то, что можно экспортировать. Процесс замены непрост и небыстр, ранее 20-22 года Штаты не смогут начать массовую поставку своего газа танкерами. Хотя сейчас и идут пробные поставки, они погоды не делают.
Однако в 20-22 году Штаты подойдут вплотную к готовности начать экспансию на европейский рынок. Войти на заполненный и поделенный чужой рынок так просто нельзя, тем более, газовый рынок, где долгосрочные контракты расписаны на годы вперед. Однако если будет создан рукотворный кризис, обнуляющий контрактные обязательства, США могут войти в Европу со своим предложением, от которого европейцы уже не смогут отказаться.
Для этого Штатам и нужна Украина и нужно, чтобы Путин сохранил существенные объемы газового транзита через Украину. И, естественно, не о карманах Путина и его клики так предупредительно беспокоятся американцы - а о том, чтобы иметь 100-процентную возможность (когда придет время) создать на украинском направлении кризис с поставками, который невозможно будет преодолеть никаким маневром по другим направлениям. Поэтому Штаты столь жестко противодействуют альтернативным проектам в обход Украины - чтобы лишить Путина возможности такого маневра.
При всем крайне низком интеллектуальном уровне современного российского руководства угроза столь очевидна, что не видеть ее может только потребитель российского телевидения. Любой другой проблему увидит во всей ее полноте без малейших усилий.
Собственно, согласие Путина на сохранение украинского транзита - это практически отказ от изначального плана и следование в русле американской политики. Теперь Кремль может трепыхаться, пытаться что-то и как-то выгадать для себя, но вопрос стоит предельно прямо: если сохраняется украинский транзит при дефиците альтернативных маршрутов, в будущем Газпром вышвырнут из Европы. Но даже если альтернативные маршруты и будут запущены, они будут генерировать убыток - чем больше будет переброшено на украинское направление, тем выше будут убытки Газпрома на севере и юге.
Впрочем, нынешние российские нувориши так далеко, скорее всего, уже не заглядывают. Катастрофа, в которую они привели страну, не дает им возможности мыслить даже среднесрочными прогнозами. Полгода-год - максимум, что они вообще могут себе позволить