Международный валютный фонд требует от Украины жестких реформ, ожидая, что страна за год достигнет уровня регулировки, на который у Греции ушло четыре года.
The Economist изучил финансовый план, подготовленный специалистами МВФ для Украины и нашел в нем несколько недостатков.
Один из них состоит в том, что МВФ ожидает погашения "основного" дефицита бюджета (что исключает процентные выплаты) и его полного исчезновения в следующем году. Это должно направить "задолженность по устойчивой нисходящей траектории". Издание задается вопросом, не слишком ли много требует фонд от украинской экономики.
В прошлом году первичный дефицит правительства и компании "Нафтогаз" был значительным и составлял -6.9%. В такой же ситуации оказалась Португалия в 2009 году. МВФ требует жестких реформ, ожидая, что Украина за год достигнет уровня регулировки, на который у Греции ушло четыре года. Прогнозы экономического роста Украины слишком оптимистичны, пишет The Economist.
По мнению автора статьи, сокращение дефицита "Нафтогаза" должно обеспечить значительную экономию. У газовой компании финансовая "черная дыра", поскольку она продает газ украинцам намного ниже стоимости его импорта. К тому же этот дефицит усугубляется коррупцией. МВФ ожидает, что дефицит "Нафтогаза" сойдет на нет к 2017 году с помощью повышения цен. В течение двух недель розничные цены на газ для населения вырастут на 284%. Новые расчеты показывают, что для достижения рыночного уровня, некоторые потребители скоро столкнутся с ростом цен более чем на 200% в долларовом эквиваленте, отмечает издание.
МВФ не хочет значительно поднимать налоги, вместо этого восполняя дефицит с помощью сокращения расходов. Например, расходы на помощь безработным и страхование по инвалидности к 2017 году сократятся примерно на 30% по сравнению с уровнем 2013 года. По мнению автора статьи это плохая новость, тем более, что МВФ ожидает рост безработицы на 11,5% в этом году (по сравнению с 7,3% в 2013 году).
The Economist цитирует утверждение финансового плана, что "компенсационные меры по защите наиболее уязвимых слоев населения в настоящее время активизированы".
Общая сумма расходов по программам социальной помощи достигнет 4,1% ВВП в 2015 году, что означает рост на 30% по сравнению с 2014 годом. Кроме того, расходы на пособия по безработице вырастут на 15%, отмечает автор положительные моменты в плане, но добавляет, что в документе не уточняется, увеличатся пособия с поправкой на инфляцию или нет. Это очень важно, считает специалист издания, поскольку украинская инфляция достигла сейчас более 30% за год.
Цифры в документе показывают, что это рост в номинальном выражении на 30%. Расходы на социальные программы достигнут 4,1% в этом году, но это всего на 0,3 процентных пункта большле, чем в прошлом. Собственный бюджет правительства в настоящее время предположительно упадет на 0,1 процентных пункта. Прогнозы МВФ показывают, что доля ВВП на общие социальные пособия упадет с 21,1% в 2014 году до 18,4% в следующем году, информирует The Economist.
По мнению автора статьи, есть и положительные моменты. В качестве примера он отмечает, что государственные расходы капитала должны вырасти.
"Но в целом все это выглядит довольно болезненно. Это неизбежный результат того, что Запад пытается опереться на МВФ с целью поднять экономику. Правление фонда не может одобрить кредит, если ожидает, что фонд будет терять деньги. Вот почему они настаивают на такой экономии", - пишет издание.
Финансирование МВФ ограничено бюджетной поддержкой: оно не может предложить долгосрочных инвестиций в которых Украина остро нуждается. Такие организации как Европейский союз и США должны этим заниматься, считает автор, но до сих пор они находятся на втором плане. Без более обширной и долгосрочной инвестиционной программы украинская экономика останется в трудном положении, резюмирует The Economist.