У нас, к стати, всякие льготчики тоже думают, что проезд бесплатный, ага.
С проездом у нас вообще кошмар... Посмотрите, киевский метрополитен собирает в сутки 3 000 000 грн (при тарифе 4грн с учетом льготников). Т.е. 130 000 долл от силы.
Далее, один вагон стоит 800 тыс. (долл) Служит 40 лет, вагонов всего 600. Т.е. в год надо покупать минимум 15 новых вагонов, т.е. за 10 суток месяца метрополитен получает выручки только на обновление вагонов. Еще 5 суток надо работать на поддержание пути и инфраструктуры (1600 метров путевого хозяйства в год надо полностью менять, чтобы оно было в среднепаршивом состоянии). Да что там говорить, следующий пункт - фонд зарплаты, это с начислениями, 120 млн грн в месяц , т.е. выручка за 40 суток.
Ну и еще из глобально больших расходов - ремонт эскалаторов и электроэнергия.
Выручка за рекламу вообще вся идет правообладателям в Харьков, и если они 10 млн в месяц отдают назад, это еще очень оптимистично.
Таким образом, чтобы метро могло работать и не деградировать, стоимость проезда должны быть около 10-12 грн.
Вопрос в том - может ли столько платить население и насколько упадет пассажиропоток при таких ценах? Если сейчас реально дотируется из общественных денег 2/3 реальных расходов (а у них привычка брать вагоны в кредит и вешать этот кредит на город) - может, проще метро сделать вообще бесплатным, тогда хотя бы можно уволить всю кассово-инкасаторскую службу и выкинуть турникеты и прочее.. Это существенная экономия.
Ну, или сделать среднюю цену проезда по 12 грн, с какими то разумными тарифными планами (большими скидками тем, кто оптом покупает поездки, а не 50 коп, как сейчас...)
Это вот такой пример, причем о новом строительстве я вообще не говорил...