Утечка секретных данных: в Таганроге обокрали «самолет судного дня»
Новина вже була, але продовження цікаве.
Вскрытие «Судного дня»С секретного самолета, созданного на случай ядерной войны, пропало оборудование. Источники «Новой»: это не могло быть простой кражей...
Бывший инженер по технической эксплуатации летающих судов Дмитрий Андреянов говорит, что источник, сообщивший журналистам о краже «39 радиостанций», скорее всего, ошибся, и речь идет об электронных блоках.
— Такого количества радиостанций даже на спецсамолете быть не может, а вот 39 электронных блоков там наверняка можно найти. Ведь речь идет о специальном оборудовании для управления армией, — говорит специалист.
По его словам, в среднем электронный блок такого оборудования может иметь размер стандартной коробки из-под обуви и действительно представляет ценность для воров.
— Например, штатный блок радиовысотометра, который есть в каждом самолете, ворам не интересен, там драгметаллов — крохи. А вот блок спутниковой правительственной спецсвязи — да, оттуда можно золота наковырять. Это спецсвязь, там используются позолоченные контакты, специальные микросхемы, еще советские, с повышенным содержанием позолоченной подложки, выводы: все это делается из драгметаллов, потому что контакт должен быть «вечным», не подверженным коррозии.
Андреянов также отмечает, что формулировка «вскрытие грузового люка» у людей, знакомых с устройством Ил-80, вызывает удивление.
— Такой люк нельзя вскрыть с помощью лома или фомки — максимум удастся порвать обшивку, дальше идет т.н. «силовой набор» люка, и сквозь него никак не пробиться. Чтобы проникнуть внутрь, люк надо именно открыть, а все приводы у него — электрогидравлические. Это значит, самолет необходимо поставить под электропитание, попасть в кабину, найти на пульте бортинженера соответствующие тумблеры. Надо хорошо разбираться в самом секретном оборудовании и знать, где находятся эти самые электронные блоки. К тому же воры должны были иметь в своем распряжении не менее 5–6 часов спокойной работы.
Источник «Новой газеты» в ТАНТК им. Бериева рассказал, что «самолет Судного дня» находился в ангаре на аэродроме Таганрог-Южный — это ведомственный аэродром завода, который тщательно охраняется, и проникновение на его территорию посторонних лиц трудно себе представить. Тем более — вывоз с объекта довольно внушительного груза.
— Очень странное происшествие, начиная с того, зачем такой важный спецборт пригнали на рядовую процедуру в Таганрог. Поменять масло в стойках шасси ему могли на любой ближайшей базе обслуживания. Если уж лететь, то логичнее было бы лететь в Воронеж, где собирают Илы — он и ближе к Москве. Еще один аспект: если речь не идет о модернизации самого секретного оборудования, то на такие процедуры самолеты, как правило, прилетают без секретной «начинки». Это логично, ведь специалистам, которые обслуживают само судно, нельзя даже видеть то оборудование, которое он перевозит. Во всяком случае, именно так все было, например, на авиаремонтном заводе № 412 в Ростове, который также занимался ремонтом и обсуживанием спецсамолетов. Об экстренном случае также речи нет: по некоторым данным, о пропаже блоков стало известно еще 5 декабря. И утечку в СМИ, на мой взгляд, допустили преднамеренно: кому-то выгодно представить произошедшее именно в таком виде — воры тайком прокрались, вскрыли сверхсекретный самолет и вынесли оттуда платы с золотом.
Комплекс им. Бериева — одно из наиболее проблемных предприятий в составе ОАК. В прошлом году бывший директор предприятий Игорь Гривадский был осужден на два года за срыв контракта по поставкам самолетов для МЧС и Минобороны. Его обвинили в превышении полномочий.
После введения санкций завод оказался лишен украинских двигателей «Мотор Сич», и производство самолетов-амфибий было приостановлено. Авиаторы обещали создать совместный российско-французский двигатель, но его использование запретила прокуратура.
В марте 2018 года на заводе произошло загадочное отравление работников административного корпуса таллием. Пострадало более двадцати человек. Руководство предприятия долгое время отказывалось признавать этот факт. Уголовное дело было возбуждено, но причины ЧП не установлены до сих пор.