Разработанный Администраций Президента и направленный на согласование в Генеральную прокуратуру законопроект «об амнистии», естественно, вызвал бурную реакцию как среди юристов, так и среди журналистов, пишущих на правовую тематику.
Во-первых, возмутил сам факт превращения вроде бы как независимой Генпрокуратуры в одно из управлений АП, куда теперь направляются для согласования и визирования внутренние документы президентской канцелярии.
Во-вторых, название документа свидетельствует о том, что Президент неадекватно воспринимает окружающую действительность и полагает, что на Востоке страны происходит не военное вторжение российских боевиков, а массовые акции протеста. Как следствие – в случае принятия такого закона он вообще не будет регулировать каких-либо правоотношений (по причине их реального отсутствия). Но создаст невообразимый правовой хаос из-за фактической декриминализации на территории двух областей огромного списка тяжких преступлений. При этом законопроект вообще не предусматривает восстановления прав людей, пострадавших в результате совершения преступлений, и возмещения причиненного террористами вреда.
В-третьих, хотелось бы, чтобы президентские законопроекты соответствовали минимальным требованиям законодательной техники, были бы логически непротиворечивыми и не противоречили бы общим началам украинского права. Потому как возникают вопросы: а почему тяжкие преступления можно безнаказанно совершать только лишь на территории двух областей, чем, например, Житомирская область хуже? Или: с какой радости государство вмешивается в дела частного обвинения и освобождает от ответственности лиц, нанесших побои или легкие телесные повреждения? – Ведь по делам такой категории вообще нет досудебного следствия, уголовное производство возбуждается непосредственно судьей по заявлению потерпевшего, который и поддерживает обвинение вместо прокурора.
Еще пример: законопроект не освобождает от ответственности лиц, совершивших умышленное убийство. Но, в то же время, декриминализует тяжкие телесные повреждения, в том числе – повлекшие смерть потерпевшего. Вот и получается: если человек погиб сразу, то убийца будет наказан, а если жертва умерла в результате мучений либо тяжких телесных повреждений, то убийца будет считаться чистым перед законом и обществом.
В-четвертых, подобные законопроекты, становясь законами, уничтожают остатки правовой системы в государстве, открыто игнорируют принцип неотвратимости наказания и способствуют тому, чтобы вместо легального правосудия в стране начало действовать нелегальное. Законопроект дает четкий сигнал и правоохранителям, и потерпевшим – никакого суда над грабителями, террористами, мучителями не будет, а потому толкает людей к совершению самосуда.
Кроме того, хочу сказать как коренной дончанин: в Донецком регионе нет и никогда не было никаких мифических «сепаратистов», то есть людей, стремящихся создать обособленное государство своей нации. Ну, нет у нас никакого отдельного «донецкого народа». А потому давно пора называть вещи своими именами – не «сепаратисты» или «ополченцы», а русские боевики. Не «массовые акции», а акт агрессии соседнего государства. Потому как правильный диагноз – это первый шаг к правильному лечению.