А можно, я прокомментирую комплекс мер.
Декларация - это слова: "Мир! Дружба! Жвачка!", она не влечет за собой конкретных обязательств, а "Комплекс мер" - это более конкретный документ. Итак, цитаты и комментарии:
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
Отдельных районах - это хорошо, но с 15 февраля значит за три дня постараются достичь максимального военного успеха. Нужно продержаться.
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм и более, зоны безопасности шириной 70 км для РСЗО и шириной 140 км для РСЗО "Торнадо-С", "Ураган", "Смерч" и тактических ракетных систем "Точка" ("Точка У"):
- для украинских войск: от фактической линии соприкосновения;
- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 г.
Это значит, что там где линия соприкосновения с момента Минских соглашений не менялась, украинские войска должны отойти на 25 км, 35 км (РСЗО), 70 км (дальнобойные РСЗО и "Точка У"). Там, где она сдвинулась в нашу сторону за это время, ширина демилитаризованной зоны должна быть больше на произошедший сдвиг.
Отвод вышеперечисленных тяжелых вооружений должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Конкретные временные рамки. Вполне может начаться с нашей стороны и декларативно - со стороны противника. Через две недели окажется, что мы отвели, а они - нет. Впрочем, все соглашения с Россией достаточно хлипкие из-за ее недоговороспособности.
Этому процессу будет содействовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней Контактной группы.
ОБСЕ уже неоднозначно показала себя в конфликте: что-то замечаем, а что-то нет. Посмотрим.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
Спутники и РЛС - это новое. В принципе, хороший для нас пункт, если ОБСЕ действительно будет нормально мониторить.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Начать диалог о модальностях - очень расплывчатая формулировка. Значит, по этому вопросу единства среди договаривающихся сторон нет и не будет. Каждый будет говорить тост за свою МарьИванну. Этот момент Россия будет стараться использовать для обвинения Украины в несоблюдении Минских договоренностей и в незавершенности всех процедур для передачи границы под контроль.
Незамедлительно, не позднее 30 дней с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" на основе линии, установленной в Минском меморандуме от 19 сентября 2014 г.
Принятый Закон - это политическое решение, которое вызывает с юридической точки зрения больше вопросов, чем содержит ответов. Ну пусть конкретизируют территорию действия, это сути не меняет.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
Здесь тоже много неясного. На кого будет распространяться амнистия, на кого нет. Добавлено "помилование" - это, я думаю, в отношении тех, кто совершил тяжелые преступления и не подпадает под амнистию. Тоже Россия будет за этот крючок цепляться.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех". Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
Отвод должен завершиться через 14 дней с 15 февраля, значит, обмен заложниками - через 19 дней. Практически 100% оба срока будут сорваны, полный обмен вряд ли состоится вообще. Пленные - это же основной источник доходов для боевиков.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
Это более-менее реально при желании обеих сторон. Хороший пункт с непонятными механизмами реализации.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения в рамках правового поля Украины).
Принуждение к выплате пенсий. Как и раньше, "определение модальностей" - значит, что нет компромиссной формулировки и этот пункт просто вынесли за рамки соглашений, кроме уточнения по банковской системе.
В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
Боевики опять будут "грабить корованы". Международный механизм облегчения переводов - это уступка для России. Какие международные механизмы нужны на украинской территории? Возможно, Россия хочет создать там подконтрольную себе банковскую систему под вывеской "банков ДНР и ЛНР" и принудить Украину работать с ней.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 - в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы.
Начали за здравие, а закончили за упокой. Пункт правильный и архиважный, но куча оговорок сделана для того, чтобы он никогда не реализовался. Основные вехи: местные выборы, конституционная реформа, выполнение пункта 11. Боевики могут сорвать местные выборы, Россия заявит, что конституционная реформа совсем не соответствует ее представлениям, по пункту 11 комментарии дальше. Короче говоря, наперсточники в виде российской делегации не собираются выполнять этот пункт вообще.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп.
Пункт хороший, но сроков нет. А значит, их можно не выводить никогда, как это уже делала Россия со своими военными базами в непризнанных республиках. Отсутствие конкретных сроков - это большой минус, который сводит к минимуму ценность этого пункта.
Кстати, Россия заявит, что под иностранными вооруженными формированиями имелись ввиду вовсе не российские войска, а натовские наемники, вот увидите.
11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании[1], до конца 2015 года. ( См. примечание.)
Этот пункт - уступка в пользу России, поскольку взаимоотношение центра и регионов, вопросы Конституции - это сугубо внутреннее дело Украины, и попытки диктовать ей свою волю со стороны России является грубым нарушением суверенитета. Куча оговорок в примечаниях создаст повод для России никогда не соглашаться с проведенной реформой как выполненным пунктом соглашений, а значит и требованием передачи госграницы под контроль Украины.
12. На основании Закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
Сроки выборов, определенные в предыдущем варианте Закона (5 декабря) сорваны, будет торговля за новые сроки. Хотя России и боевикам такие выборы вообще-то на руку. Местное население проголосует за нужные им кандидатуры, которые таким образом будут легитимизированы.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней Контактной группы.
"Годі скиглити, беріть лопату і копайте". Здесь комментариев особых не требуется.
Примечание:
Такие меры в соответствии с Законом "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" включают следующее:
- освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
Здесь, как уже писал выше, камнем преткновения будет перечень преступлений, на которые распространяется амнистия.
- право на языковое самоопределение;
Можно подумать, что до этого расстреливали на улицах именно за русский язык
- участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
Плохой пункт, однозначно. Зависимость судебной власти и прокуратуры от России означает отсутствие законности на оккупированных территориях. Интересно, а решения Донецкого суда можно будет оспорить в Киеве?
- возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
Это пожалуйста. Возможность - это право, но не обязанность. Донецкая Ылита хочет себе кормушку из средств госбюджета.
- государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
Размытая формулировка. Тоже будет плач Ярославны со стороны боевиков и России, что Украина не выполняет этот пункт в должной мере. Паразиты хотят сосать соки в полную силу.
- содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
Ну конечно. Им границы не нужны.
- создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
Узаконенные "ополченцы". Традиционно потребуют, чтобы Украина содержала гопников за свой счет.
- полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной Радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
Еще раз подчеркивает, что Россия сможет легитимизировать нужных себе людей. Интересно, а можно ли быть депутатом отдельного района Донецкой области и сидеть в тюрьме одновременно?
Подводя итог, все-таки соглашение в таком виде - это прогресс в переговорном процессе. Но недоговороспособность России, которая заключается в том, что она де-факто признает только те пункты, которые ей выгодны, сделает это соглашение ничтожным. Зато Путин получит время на передышку и превращение России в Северную Корею.
В итоге, увы, война в лучше случае отсрочится, но не отменится. Мобилизацию нужно продолжать.